1/1
просмотрено 75

Наурызбай Таласов, широко известный как Науан Хазрет, открыто выступал против колони­зации казахских земель и христианизации казах­ского населения в царской России. О нем Алихан Букейханов писал как об «известнейшем в казах­ской степи ученом», который стал жертвой откры­того произвола царских властей.

Наурызбай Таласов родился в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Получил престижное образование в высшей духовной семинарии в Бухаре, дальней­шее обучение проходил в городе Багдад. После учения остался преподавать в Бухаре.

Уже в молодые годы он прослыл уважаемым, разносторонне образованным человеком. Наря­ду с древнетюркским (скорее всего, чагатайским), узбекским языками в совершенстве владел фар­си и арабским, хорошо изучил литературу Восто­ка, свободно говорил по-русски.

В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возращения на родину Наурызбая Таласова. К этой просьбе бухарцы от­неслись с пониманием и разрешили ему выезд в Кокшетау. В том же году НаурызбайТаласов, бо­лее известный как Науан Хазрет, был утвержден областным правлением имамом Кокшетауской соборной мечети.

Науан Хазрет много сделал в духовном про­свещении населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, установил тесные связи с руководством мечетей соседних уездов. О воз­росшем его авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвования мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть. В мечети производилась регистрация бракосочетания, а с 1886 г. в ее ведение была передана метрическая книга регистрации ново­рожденных.

На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, высказывался и на деле осуществлял модернизацию традиционного об­разования, проповедовал ислам на понятном большинству родном казахском языке. По су­ществу, мечеть превратилась в центр духовной жизни края. Это обстоятельство не осталось не­замеченным и серьезно обеспокоило царскую администрацию, поскольку противоречило поли­тике царского правительства, направленной на осуществление форсированной русификации и христианизации местного населения.

Науан Хазрет снискал в народе славу за­щитника веры, национальных народных тради­ций, интересов простых людей. При этом важ­но подчеркнуть, что мусульманское движение, возглавляемое им, с самого начала носило не­агрессивный характер и нравственно-этическое содержание в нем преобладало над политиче­ским. В его обращениях не содержалось призыва к противоправным действиям. Целью движения было достижение права исповедовать ислам, открывать национальные школы, отправлять потрадиции освящение брака, регистрацию новоро­жденных и отпевание умерших. Несмотря на это, вскоре власти начали кампанию по его пресле­дованию. После череды доносов степной гене­рал-губернатор решил «возбудить при МВД хода­тайство о выдворении из пределов Степного края Таласова и Кощегулова (помощник Науана Хазрета. – Ред.), об отпуске 1500 руб. на организа­цию наблюдения за агитационной деятельностью среди казахов неблагонадежных личностей».

Ссылка популярного в степи муллы Науана Хазрета в Сибирь вызвала глухой протест и на­родные волнения. Начались сборы подписей под петиции и сборы денежных средств, главной це­лью которых было вызволение невинно осужден­ных из ссылки.

Решение об их освобождении из Сибирской ссылки было принято в марте 1905 г. В предписа­нии Степному генерал-губернатору содержалось требование «объявить Таласову и Кощегулову под расписку, что в случае малейшей попытки к нару­шению общественного порядка и государственной безопасности они будут высланы немедленно».

По возвращении из ссылки Науан Хазрет про­должал свою деятельность в качестве муллы соборной мечети в Кокшетау, где и умер в 1914 году, похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа. В память о нем поставлен па­мятник.

Вам также могут понравится